E_Mail: chinatour@chinatouroperator.ru

ГРОТЫ ЮНЬГАНА

В 16 км к западу от города Датун в провинции Шаньси находятся Каменные Гроты Облачного Гребня (Юньган Шику) – 252 пещеры, вырубленные в скале. Они протянулись с востока на запад на длину до 1 км. Здесь более 460 проходов. Это крупнейшие в Китае гроты, о них знают во всем мире.

Искусство гротов пришло в Китай из Индии благодаря широкому распространению буддизма и бурно развивалось в период со 2-го по 4-ый века. Именно на эти времена пришелся расцвет буддизма в Китае. Гроты выбивались в скалах повсеместно, но особенно в Северном Китае. Наиболее известны: гроты Дуньхуан и Майцзишань в провинции Ганьсу, гроты Лунмэнь в Хэнане и Юньган в Шаньси.

Интересна история создания гротов Юнган. Семь лет, с 446 по 452 год, по воле Тай У, императора Северной Вэй, чьей столицей был Пинчон (современный Датун), ломали буддистские статуи, сжигали буддистские рукописи, преследовали буддистских монахов. Тай У был убит в марте 452 года, его младший сын и преемник Туоба Юй был убит в октябре 452 года. На трон взошел двенадцатилетний Вэнь Чэн, внук императора Тай У. С наступлением 453 года было объявлено о прекращении гонений на буддизм, юный император собственноручно выстриг тонзуру у пяти новых буддистских монахов. Стали поощрять восстановление и возведение новых буддистских святилищ. В связи с этим в 460 году Таньяо, старший монах, прибывший из окрестностей уже существовавших тогда Невысоких Гротов, подал императору Вэнь Чэну прошение о возможности строительства пяти гротов в утесе близ реки Учжоу. Разрешение было дано. Таньяо взял старшими мастерами своих земляков, ранее трудившихся в Невысоких Гротах, и, во многом по образцу Невысоких Гротов, строительство началось.

До настоящего времени сохранились 53 пещеры, более 1000 ниш, 51 тысяча каменных скульптур. На участке скалы протяженностью 1 км разбросаны пещеры большого, среднего и маленького размеров, ниши тесно примыкают друг к другу, напоминая пчелиные соты. Повсюду стоят испещренные каллиграфическими надписями каменные статуи Будд, бодхисаттв, людей и животных. Высота самой большой статуи Будды составляет 17 м., а самой маленькой – 2 см. Все статуи имеют разнообразные и живые выражения лиц.
Все храмы украшены статуями, орнаментом, музыкальными инструментами и даже костюмами. В каменных комнатах, кроме буддийских статуй, находятся многочисленные ниши на стенах, украшенные скульптурами летящих Апсаров, сценками из буддийских историй, цветами и другими причудливыми орнаментами. Они имеют огромное значение для изучения древней китайской архитектуры, скульптуры, костюмов, живописи, резьбы по камню и музыкальных инструментов.
Пещерные гроты Юньган являются настоящими сокровищами буддийского искусства в Китае.

Комплекс Юньганских пещер разделяется на 3 части: восточную, центральную и западную.
Восточные гроты (с 1 по 4) содержат, в основном, колонны и буддийские статуи. Средняя (с 5 по 13) и Западная (с 14 по 20) группы самые великолепные.

Обычно туристы начинают осмотр со средней части. Статуи, выбитые в скалах, сразу же привлекут ваше внимание, как только вы войдете в грот.
На входе в первую пещеру туристов встречает 17-метровая статуя Будды, вырезанная в твердой породе. Он сидит величественно, его выражение лица часто пугает посетителей, а его голова почти касается потолка. Длина уха достигает 3.1 м, стопы – 4.6 м, а среднего пальца – 2.3 м. Стены и потолок пещер заполнены нишами, в которых находятся маленькие изображения Будды и летящего Апсара.
Наибольший интерес представляет 6-ой грот, который как бы рассказывает историю распространения буддизма. Здесь представлены Будда, бодхисатвы, архаты и летающие апсары.
В этом гроте, известном также как «грот Шакьямуни», возвышается огромная квадратная колонна высотой около 15 м. Она была вырезана в камне в период с 460 по 493 годы, когда город Юнган был столицей Северной Вэй. 20 статуй на четырех ее сторонах изображают сцены из жизни Шакьямуни от его рождения до достижения нирваны. На одной из них рассказывается от расставания Шакьямуни с его любимой лошадью, когда он вернулся домой. Статуя Шакьямуни (основателя буддизма) в сидящей позе достигает 13,7 м. высоты. Обращают на себя внимание крупные и реалистичные черты лица скульптуры, тонкие губы, высокий нос, длинные до плеч уши, живой и добродушный взгляд, округлые плечи. Скульптура богато украшена. В целом, статуя выглядит великолепно и представляет собой яркий образец буддийского изобразительного искусства.
Атмосфера 12-го грота очень живая, благодаря скульптурам танцующих волшебниц на потолке и стенах. Наиболее очаровательная из них группа вырезана на северной стене. Кто-то из девушек играет на флейте, кто-то бьет в барабаны. В то время как другие играют на пипе, 4-струнной лютне. Дирижер этого «оркестра» изображен на противоположной стене. Фигуры выгладят, словно живые. Эта скульптурная композиция очень ценна для изучения древнекитайских музыкальных инструментов.

Западная группа гротов состоит из пещер от 17 до 20-ой. Это самые ранние сохранившиеся гроты Юньган. По форме они представляют собой овал. В них содержатся статуи Будды 13-16-метровой высоты. Самый захватывающий из пяти — 18-ый грот. В его центре расположено изображение Будды. Верхняя часть Будды покрыта каменной мантией, на которой скульптор вырезал 1,000 крошечных изображений Будды. Позы и выражения лица скульптур не похожи друг на друга.
Будда в 20-ом гроте 20 олицетворяет самого императора Вэнь Чэна; сегодня эта статуя - наиболее известное изображение и символ Каменных Гротов Облачного Гребня.

Гроты Юньган являются и ландшафтным объектом, и ценным историческим памятником. Историки буддизма считают гроты настоящей сокровищницей.
В декабре 2001 года ЮНЕСКО внесло Юньганские гроты в список Всемирного наследия
пещерных комплексов.

С основания КНР центральное правительство и местная администрация сделали многое для сохранения Юньганских гротов. Были приняты меры по борьбе с трещинами, а с помощью химических веществ пытаются противостоять выветриванию. Для дальнейшего сохранения гротов новая автомагистраль прошла в обход Юньгана.

Одним словом, Юньган — это настоящий музей под открытым небом. Поэтому туристы каждый год приезжают сюда полюбоваться этим необыкновенным творением человечества.
Лучшими сезонами для посещения являются весна и лето


Краткое описание основных гротов:
Гроты 1-2: Эти два грота расположены в восточной части. Они были вырезаны примерно в одно время и в одном стиле. В центре находятся колонны в форме пагод. Будды на стенах заметно пострадали от непогоды, за исключением барельефа с историей jataka. Он расположен в нижней части восточной стены в 1-ом гроте.

Грот 3: Это крупнейший грот в Юньгане. Высота скалы, в которой был вырезан грот, достигает 25 м. В центральной верхней части находятся 12 прямоугольных отверстий, что наводит посетителей на мысль о том, что, должно быть, когда-то здесь была деревянная постройка за пределами грота. Грот делится на переднюю и заднюю части. До наших дней сохранилась лишь одна статуя Будды и два изображения Бодхисаттва в западной части задней камеры. Их лица округлые и гладкие, а фигуры полноваты. Стиль скульптур отличен от стиля в остальных гротах. Они выполнены мастерами династий Суй и Тан.

Грот 4: В гроте прямоугольный пол. В центре расположена квадратная колонна. Скульптурные изображения на колонне и четырех стенах сильно пострадало от природных ненастий. Хорошо сохранилось только лишь изображения Будды Майтрейя, который сидит со скрещенными ногами на восточной стене маленькой ниши, в западной части.

Грот 5: Перед этим гротом построен 4-этажный деревянный зал с 5 комнатами (каждая из которых около 15 кв. м.). Зал был построен в 1651 году. В 1955 году его перестраивали. Пол грота овальной формы. В центре находится сидящее изображение Великого Будды, высота которого 17 м. Это одна из крупнейших скульптур в Юньгане. Статуя полностью была покрыта штукатуркой и перекрашена в период Тан. Стены грота покрыты нишами и изображениями. С двух сторон арочного прохода сидят два Будды лицом друг к другу. А над ними находятся барельефы с летящими Аспарами.

Грот 6: Форма пола почти квадратная. В центре установлена 2-уровневая пагода-колонна, высотой около 15 м. Она достигает потолка. С четырех сторон каждого уровня вырезаны маленькие 9-этажные пагоды на слонах. Стены покрыты изображениями Будды, Бодхисаттвы, других божеств на колесницах и с лошадьми. Особенно впечатляет jataka и история жизни Сакуамуни, с рождения и до достижения нирваны. Они вырезаны в средней и нижней частях восточной, южной и западной стенах, а также с четырех сторон колонны. Этот грот демонстрирует высокий уровень мастерства и техники искусства Юньганских пещер.

Грот 7: Перед гротом построен 3-этажный деревянный навес. Грот состоит из фронтального и тыльного отделений. В центре главного зала тыльного отдела вырезан сидящий Бодхисаттва. Три стены покрыты нишами и изображениями. Среди них Шесть Поклоняющихся Будд вырезаны над южным входом. Множество летящих Аспаров покрывают потолок. Они парят с цветами лотоса.

Грот 8: Он очень схож с предыдущим гротом. На самом деле, они «гроты-близнецы», выполненные в одно время. В западной части входа расположилась статуя Вишну с пятью головами и шестью руками, верхом на павлине. В восточной части — статуя Сива с тремя головами и восемью руками, сидящая на быке. Такие изображения довольно редки в гротах Юньган.

Грот 9: Этот грот также состоит из фронтального и тыльного отделения. С двух сторон прохода фронтальной части вырезаны восьмиугольные колонны. В верхней части восточной и западной стен, а также над проходом тыльного отделения вырублены ниши, похожие на деревянные дома. Другие стены наполнены изображениями небесных музыкантов и танцовщиц.

Грот 10: Был выдолблен в одно и то же время, что и 9-ый. Этот грот также состоит из двух частей. Со всех сторон входа в задний зал вырезаны изящные барельефы. Статуя Будды в центре выполнена из чистой глины в период династии Цин.

Грот 11: В центре грота до самого верха тянется колонна в виде пагоды. С четырех сторон она покрыта изображениями Будды. Но замена раскрашенных фигурок в последующие века практически уничтожило первоначальный облик. Хорошо сохранились два Бодхисаттвы в переднем зале. Внешние стены заполнены нишами с изображениями тысячи Будд. Вверху южной части восточной стены вырезана дата изготовления статуй — 483 год.

Грот 12: Он также имеет два зала. На западной и восточной стенах переднего зала находятся ниши в форме здания с тремя залами. Резьба имитирует деревянную постройку. Внутри находятся статуи. Скобы, поддерживающие карниз, — в форме голов животных, очень похожи на иранский стиль. Верхняя часть главной стены украшена барельефом, изображающим группу небесных музыкантов с различными музыкальными инструментами. В заднем зале, главным образом, хранятся глиняные фигурки, изготовленные в последние столетия, а также оригинальные изображения, разукрашенные в последующие века.

Грот 13: В центре грота сидит Будда Майтрейя со скрещенными ногами. Его высота около 13 м. Между его правой рукой и ногой находится 4-рукий vajra. Это единственный экземпляр в Юньгане. На проходом вырезаны скульптуры Семи Будд, отличающиеся реалистичностью.

Грот 14: Уже давным-давно обрушилась фронтальная часть грота. Была разрушена непогодой большая часть статуй. Изображения сохранились только лишь в верхней части западной стены. В восточной части установлена квадратная колонна.

Грот 15: Грот практически квадратный по форме. Во фронтальной стене находится множество ниш и статуй. А на других находится 10,000 крошечных Будд, сидящих рядами, за что грот получил имя «десяти тысяч Будд».

Грот 16: Это один из «Пяти Гротов Тань Яо», которые были построены раньше всех. Пол овальный. В центре на троне в форме лотоса восседает гигантский Будда. Стены усыпаны скульптурками тысячи Будд и нишами.

Грот 17: Пол овальный. В центре сидит Будда Майтрейя со скрещенными ногами, облокотившись на трон sumeru. На восточной стене в нише находится статуя сидящего Будды, а на западной — стоящего Будды.

Грот 18: Пол тоже овальный. В центре стоит Будда, одетый в kasaya. Она украшена изображениями тысячи Будд. Правая рука Будды обнажена. В верхней части восточной стены вырезана статуя Бодхисаттва (того, кто отказался от нирваны, чтобы спасти других). Он держит kundika (сосуд со священной водой). Настоящий шедевр в сокровищнице Юньгана.

Грот 19: В центре грота сидит 16.7-метровый Сакуамуни. Это вторая по величине статуя Будды в Юньгане. С двух сторон от входа в грот выдолблены две маленькие дополнительные пещеры.

Грот 20: Передний зал уже обрушился, похоронив под обломками статуи. Но верхняя часть центральной скульптуры Будды все еще сохранилась. Лицо его, полное и округлое, выражает здоровье, твердость и жизнеспособность. Она является типичным примером искусства гротов Юньган.

 

В центре дальнего зала покоится сидящая фигура Будды Настоящего высотой 17 метров, самая большая статуя Каменных Гротов Облачного Гребня. Длина уха Будды - 3,1 метра, стопы - 4,6 метра, среднего пальца - 2,3 метра. По традиции, эта статуя олицетворяет Сиэн Вэня, императора Северной Вэй.

Западная стена и часть северной стены переднего зала грота 6. Справа показан проход в дальний зал

Грот 6. Фигура в центре изображает Будду Шакьямуни.


Рельефы и Будды в нишах на углу северной и западной стен переднего зала грота 9. Посередине изображен Майтрея, Будда Будущего, со скрещенными ногами

Бодхисаттва и рельеф посередине западной стены дальнего зала грота 9, непосредственно ниже предыдущего

Панорама Пяти Гротов Таньяо, от грота 16 (вдалеке справа) до грота 20 (слева), которых начали высекать в 460 году при Вэнь Чэне. императоре Северной Вэй

Design by chinatouroperator

Партнеры:
wudeschool.com | prag-gid.eu